Благие намерения.Приношение, сделанное с любовью, вернется к вам священным даром, даже
если это просто сладости.
Когда во время причастия католики в церкви принимают
хлеб и вино – символы тела и крови Христа, это совсем не те хлеб и вино,
которые вы заказываете в итальянском ресторане. Когда евреи
благословляют еду во время Шабата, для них она становится священной, или
кадош, что переводится как «выделенный» или «отделенный», - другими
словами, эта еда больше не принадлежит суетному, обыденному миру. Такое
преобразование встречается во многих религиях и помогает понять, что
означает прасад (иногда – прасада) в индуизме. Это подношение еды,
цветов, воды во время религиозного ритуала. Простое определение прасада
звучит как «подношение Богу от человека». Но поскольку Бог вездесущ и
есть в каждом из нас, часть прасада возвращается подносителю. Это может
происходить по-разному: к нам вернется тот же дар, который мы поднесли
Богу, или после подношения мы получим что-то взамен. Например, в Индии
во время церемонии поклонения Ганге преподносят маленькую лодку из
листьев, заполненную цветами и благовониями; а в конце ритуала в
качестве прасада священник дает верующим маленький шарик из белого
сахара.
Именно во время такого обмена происходит преобразование и
очищение человека. Освященная еда, предложенная во время обряда,
находится на границе мирского и духовного и рассматривается не только
как питание, но и как проводник преобразования и очищения. Мы
бескорыстно предлагаем прасад Богу, и, когда благословение возвращается,
к нам приходит частичка Божественного. Предложение и получение прасада –
благородный, неформализованный процесс, акт благоволения, преданности,
молитвы, выполненный с искренним желанием и любящим сердцем. Свами
Шивананда, один из наиболее почитаемых святых Индии, сказал: «Господь
наслаждается тонким ароматом предложенной еды, а еда остается в форме
прасада. И подаяние еды, оставленное махатмам - людям, преданно служащим
Богу (в переводе с санскрита – «великая душа») и нищим, тоже считается
прасадом».
Духовный эликсир
На Западе распространено мнение, что, если ваше
подношение вернулось, значит, оно было отвергнуто. В случае прасада это
совсем не так. Однако существует притча о том, как однажды подношение
все же не вернулось к подносителю.
Однажды, когда поэт Намадева был маленьким мальчиком,
его отец не смог сделать обычное жертвоприношение семейному божеству
Пандуранга Виттала. И мать попросила сделать это Намадеву. Мальчик пошел
в храм и попросил Бога съесть рис, который он принес. Он был очень
маленьким и не мог понять, что Всемогущий не ест пищу в буквальном
смысле. Поэтому он стал умолять его выйти и поесть, веря, что то же
самое Виттала делал и для его отца. Когда Виттала услышал мольбу, его
сердце сжалилось над мальчиком – он появился и съел подношение. Когда
отец спросил Намадеву, что же случилось с прасадом, предложенным Богу,
мальчик простодушно сказал: «Бог съел его», вызвав всеобщее недоверие.
Когда мы предлагаем еду Богу, по сути, мы единственные,
кто ее ест. Еда становится точным способом описания взаимоотношений
между человеком и Богом. Употребляя освященную пищу, мы подтверждаем,
что являемся частью Божественного, что его сущность проявляется в каждом
из нас. Цель прасада – напоминать нам об этой связи. Питание –
неотъемлемая часть нашей жизни. И если готовить еду и принимать пищу с
благими намерениями, то внутри нас оживает Божественная сущность.
Свами Шивананда писал о прасаде: «Поживите неделю в
Вриндаване, Айодхье, Варанаси или Пандхарпуре. Вы поймете популярность и
чудотворное действие прасада: выздоравливают безнадежно больные,
искренне верующие получают изумительный духовный опыт. Прасад – это
духовный эликсир, блаженство Бога, панацея и «живая вода». Он дает
энергию, воодушевляет и вселяет преданность. Прасад должен подноситься с
истинной верой».
Подарок миру
Прасад имеет привкус Божественного, и неудивительно, что
он изумительно сладок. Перед тем как стать освященной едой, прасад
покупается в местной лавке и оплачивается обычными банкнотами. В
качестве подношения наиболее популярны всевозможные варианты барфи
(угощение, которое обычно делается из загустевшего сгущенного молока с
добавлением миндаля, кешью, фисташек или кокоса). Но и многие другие
сладости могут быть использованы как прасад. Например, Бисан Ладус –
одна из традиционных индийских сладостей, ее часто можно увидеть на
картинах, изображающих божество, окруженное прасадом. Мишти Дхой –
бенгальский десерт из йогурта, им щедро угощают на свадьбах и во время
пуджы (службы), посвященной Дурге (богиня женственности). Гаджар Ка
Халва – один их многочисленных знаков почтения чашке кипяченого молока
(молоко – это прасад от священной коровы, чем и объясняется повсеместное
в Индии поклонение этому продукту).
Когда начнете готовить эти блюда, думайте о том, что это
не просто украшение праздничного стола, но священное подношение. В
Бхагавад Гите написано так: «Кто бы ни поднес мне листок, цветок, фрукт
или даже воду с поклонением – я приму дар, если он сделан с любовью». (Источник: yogajournal.ru)
|