Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Хатха-йога в Кировограде Йога-Студия "САТТВА" |
|
Йога-Сутра Патанджали. Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра" обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в "Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад. "Йога-сутра" состоит из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступеньчатой или восьмичастной йогой Патанджали: 1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой; 2) нияма — предписания образа жизни; 3) асана — разнообразные позы и положения тела; 4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии; 5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация; 6) дхарана — концентрация мысли; 7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания; 8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.
Эти восемь ступеней можно разделить на три группы. Первая группа включает две первых ступени: Яма и Нияма и определяет этическое, морально-нравственное развитие человека. Яма (Йама) - соблюдение всеобщих моральных заповедей (контроль межличностных отношений) включает в себя: 1. Ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле
или в мыслях; Нияма (Нийама) -
культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль:
Наконец, третья группа, развивающая психические силы человека, включает в себя четыре высшие ступени: пратьяхара (управление чувствами (уведение чувств под контроль бодрствующего сознания)), дхарана (искусство сосредотачивать мысли), дхьяна (медитация (длительное размышление)), самадхи (слияние с Духом Вселенной (созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление)). Последняя ступень восьмеричного пути — это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние — космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека. Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |