Хатха-йога в Кировограде Йога-Студия "САТТВА"

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Йога-Сутра Патанджали.

Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра" обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в "Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

"Йога-сутра" состоит из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступеньчатой или восьмичастной йогой Патанджали:

 1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

2) нияма — предписания образа жизни;

3) асана — разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

6) дхарана — концентрация мысли;

7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания;

8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

 

Эти восемь ступеней можно разделить на три группы. Первая группа включает две первых ступени: Яма и Нияма и определяет этическое, морально-нравственное развитие человека.

Яма (Йама) - соблюдение всеобщих моральных заповедей (контроль межличностных отношений) включает в себя:

1. Ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;
2. Сатья - правдивость в словах и мыслях;
3. Астея (Астейа, Астеям) - отсутствие стремления к обладанию чужим;
4. Апариграха - отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство, свобода от ненужных вещей;
5. Брахмачарья - контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

Нияма (Нийама) - культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль:
1. Шауча (Щаоча) - очищение:
А. Бахья - внешнее очищение;
Б. Абхьянтара - внутреннее очищение (очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим людям);
2. Сантоша - удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;
3. Тапас - аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;
4. Свадхьяя - регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;
5. Ишвара-Пранидхана (Ишвара-Пранидха) - размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.


Вторая группа отвечает за физическое развитие и включает в себя Асану  (достижение физического здоровья посредством физических упражнений (поз)) и Пранаяму (контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами).

Наконец, третья группа, развивающая психические силы человека, включает в себя четыре высшие ступени: пратьяхара (управление чувствами (уведение чувств под контроль бодрствующего сознания)), дхарана (искусство сосредотачивать мысли), дхьяна (медитация (длительное размышление)), самадхи (слияние с Духом Вселенной (созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление)).

Последняя ступень восьмеричного пути — это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние — космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации.

Архив записей
Друзья сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz